
Дистанционный способ продажи товаров регламентируется законодательством РФ, а именно - статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) и "Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463 (далее – Правила № 2463).
На маркетплейсах продают свои товары самостоятельные хозяйствующие субъекты. Сами площадки также могут выступать продавцами. Маркетплейсы в соответствии с Законом являются агрегаторами. Маркетплейс, если он не значится продавцом товара, не должен принимать и рассматривать претензии по качеству, но площадка может выступать посредником при передаче такого рода претензий и ответов на них. Обязанности маркетплейса указаны в п. 2.1, 2.2, 2.3 ст. 12 Закона.
За качество товара отвечает изготовитель, но по российскому законодательству свои претензии по качеству товара можно предъявить продавцу (ст. 18 и ст.19 Закона).
Согласно ст. 26.1 Закона договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Продавец обязан до заключения договора довести до покупателя информацию:
- о потребительских свойствах товара;
- о своем полном наименовании и адресе (местонахождении);
- о месте производства товара и наименовании изготовителя;
- об условиях покупки (оферте);
- об условиях приобретения, цене, доставке и порядке оплаты товара;
- о гарантийном сроке на товар;
- о форме и способах направления претензий;
- о периоде, в который действительно предложение о заключении договора.
В момент доставки товара потребителю должна быть предоставлена письменная информация о данном товаре, а также информация о том, как и в какие сроки, товар можно вернуть.
Согласно Правилам № 2463, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
Потребитель вправе отказаться от товара:
- в любое время до его передачи;
- после передачи товара - в течение 7 дней;
- в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определённые свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращённого товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
4) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец.
В статье 23.1 Закона определены следующие гарантии для потребителей. Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара, то потребитель вправе потребовать:
• уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара;
• передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
• возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В случае нарушения права потребителя на получение оплаченного товара продавцу направить претензию со ссылкой на указанные выше нормы и с указанием требований. Согласно п.19, п.21 Правил № 2463 информация о форме и способах направления претензий должна быть размещена на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет». В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом (п.21 Правил № 2463).
В случае необоснованного отказа продавца от удовлетворения требования, и при невозможности урегулировать разногласия в досудебном порядке, возникший имущественный спор в соответствии со ст. 11 ГК РФ потребитель вправе разрешить в судебном порядке.